Главная Гость Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

О школе

Факультеты

Главная » Статьи » О АЙКИДО И ДРУГИХ БОЕВЫХ ИССКУСТВАХ » ИНТЕРВЬЮ МАСТЕРОВ

Интервью с Сэйити Сугано сенсеем

            Интервью с Сэйити Сугано сенсеем


Сугано Сэнсэй, как вы начали заниматься айкидо?

Сугано Сэнсэй: Прежде чем я открыл для себя айкидо, я занимался дзюдо. Меня интересовало будо, и как-то случайно я увидел в одном журнале статью об айкидо. Мне в то время было около 18 лет, так что вместо того, чтобы поступить в университет, я записался в додзё. Примерно год спустя я стал утидэси.

Есть ли у вас какие-нибудь особенные воспоминания о старом додзё в Вакамацу-тё?

Настоящий Досю (Киссёмару Уэсиба) был одним из первых, кого я там встретил. В этом месте было ощущение традиционного додзё старого стиля; оно довольно сильно отличалось от того, какое оно сегодня. Большую часть времени там находились только О-Сэнсэй и Досю. Коити Тохэй возглавлял преподавательский состав. Во второй половине дня нас учили такие люди, как Садатэру Арикава, Хироси Тада и Сигэнобу Окумура. Несколько лет спустя Сайто Сэнсэй начал приезжать из Ивамы, чтобы преподавать по воскресеньям. 

А вы участвовали в тренировках Сайто Сэнсэя?

Конечно. Утидэси посещали все занятия. Нам никогда даже в голову не приходило не пойти на занятие. Быть утидэси, по определению, означало тренироваться, если была тренировка.

Не  то, что сегодня, не правда ли?

Я не думаю, что сегодня есть настоящие утидэси! (смеется)

Какой учитель оказал на вас наибольшее влияние?

Для меня О-Сэнсэй был вершиной. В моих тренировках мною двигало стремлением к этой вершине.

Кто еще был в то время в додзё?

Кадзуо Тиба пришел примерно за год до меня. Нобуёси Тамура и Ёсимицу Ямада также были моими наставниками. Мицуги Саотомэ пришел примерно через год после меня. Ютака Курита, который сейчас живет в Мексике, и Ясуо Кобаяси оба были там. Кацуаки Асаи жил напротив додзё, кроме того, в додзё постоянно находилось еще несколько не-утидэси.

Сохранились у вас какие-нибудь особенно живые воспоминания о личностях, которые преподавали в те дни?  

Мое сознание было полностью сконцентрировано на занятиях айкидо, поэтому я на самом деле не очень обращал внимание на учителей высокого уровня вокруг меня или на межличностные взаимоотношения в додзё. Я был слишком занят тренировками.

Люди, которые сейчас сами стали учителями, часто вспоминают таких учителей, как Коити Тохэй и Сэйго Ямагути. Какое они производили на вас впечатление? Каково было ваше впечатление о них?

Ямагути Сэнсэй на самом деле любил поговорить. Если ты ему попадался, то сбежать было довольно сложно! (смеется) Собственно говоря, к тому времени, когда я стал утидэси, он уже уехал в Бирму, и вернулся только через год-два. Он и Тохэй Сэнсэй были как масло и вода. Ямагути Сэнсэй был очень сильной личностью. Понять его техники было сложно - ощущение от них сильно отличалось от ощущений от техник других учителей - или уловить суть того, что он делал. На метод преподавания Тохэя Сэнсэя оказал влияние Тэмпукай, и следовать ему было легче, по-видимому, потому что многое в программе обучения Тэмпукая берет начало в йоге.

Почему вы решили стать утидэси?

Я хотел иметь возможность заниматься исключительно айкидо. У меня не было определенной цели стать учителем или кем-то в этом роде. Я просто хотел тренироваться.

Вы начали заниматься айкидо вскоре после окончания школы. Была ли у вас когда-нибудь другая специальность или профессия?

Нет, не было. Вскоре, после того как я вступил в Айкикай, мои родители урезали мое содержание, так что мне пришлось устроиться на несколько подработок, но кроме этого я занимался только айкидо.

Получается, что в Айкикае вы нашли работу, заниматься которой вы продолжаете до сих пор?

Ну, я не уверен, что это можно назвать именно «работой»! (Смеется) Они просто были достаточно добры, чтобы кормить меня! Я часто ел с семьей Досю. Я думаю, жене Досю было нелегко прокормить всех молодых утидэси, которые были тогда в додзё. Она кормила нас и давала немного карманных денег, да и вообще хорошо о нас заботилась.

На что была похожа жизнь утидэси?

Я проводил целый день в додзё. Ничего кроме тренировок и еще раз тренировок. Позже они начали посылать меня преподавать. Айкидо только начинали преподавать в разных местах вне головного додзё, и я ездил преподавать в университеты, в штаб квартиру Японских Сил Самообороны и на некоторые американские военные базы, расположенные вокруг Токио.

Я сомневаюсь в том, что в то время многие в американской армии когда-либо видели айкидо. Не пытались ли они как-нибудь проверить ваше айкидо, чтобы посмотреть, работает ли оно на самом деле?

Конечно, постоянно. Они нападали на меня сзади во время занятий и устраивали мне засады, когда я шел по улице. Но в этом не было на самом деле какого-либо злого умысла? Ездить на такие военные базы было очень весело, потому что это было все равно, что неожиданно зайти в США. Было трудно поверить, что ты по-прежнему в Японии. Ёсимицу Ямада и я ездили на базы довольно часто.

Какие у вас там были занятия?

Да практически такие же, как и сейчас.

Действительно? Я слышал, что иногда дела приобретали довольно жесткий характер.  

Я на самом деле не помню всех подробностей. (смеется) Некоторые любят ворошить прошлое и рассказывать о том, как упорно мы тогда тренировались, но лично мне не особенно интересно разговаривать о тех временах. Я считаю, что многие ученики за пределами Японии сейчас тренируются с точно таким же, если не с большим, энтузиазмом и старанием. Но впрочем, сам я довольно давно живу за границей, поэтому на самом деле не знаю, как сейчас обстоят дела в Японии. 

Глядя на диапазон учителей активно действующих в мире айкидо сегодня, видишь, что существует качественное различие между теми, кто был утидэси при основателе, и теми, кто пришел позже, после того как он скончался.

Я согласен. Когда я сейчас приезжаю в Японию, я чувствую себя окруженным людьми совершенно другой расы, чей способ мышления кажется абсолютно другим. Или может быть это я изменился.

Что вам кажется таким отличным?

Многие из тех, кто занимался айкидо в старые времена, отказались от высшего образования, чтобы полностью погрузиться в айкидо. Сейчас создается впечатление, что многие учителя дожидаются окончания колледжа, а затем поступают в додзё почти так же, как на фирму, чтобы делать профессиональную карьеру. Ощущение совершенно иное. Само собой разумеется, что существуют также различия между поколениями, так что это, вероятно, неизбежно, что настоящее отличается от прошлого. В наши дни существует множество различных групп айкидо и множество различных способов осмысления айкидо, но в то время айкидо равнялось О-Сэнсэю. Это одно различие между теперь и тогда. Те, кто ехали преподавать за границу, ехали с намерением преподавать айкидо О-Сэнсэя. Даже сейчас за пределами Японии по-прежнему кое-где можно обнаружить ощущение, что айкидо и Морихэй Уэсиба - это одно и то же, хотя это вероятно неизбежно, что это ощущение будет постепенно ослабевать.

Я часто слышал, что многие утидэси разработали свои собственные уникальные методы тренировки: Мицунари Канаи, например, тайком бил макивару (обернутую соломой или веревкой мишень, используемую в тренировке каратэ).

Да, была там одна за додзё.

А как насчет поисков возможностей испытать техники на улице?

Подобного рода истории слышишь постоянно, но они имеют тенденцию изменяться в процессе пересказа, не правда ли? (смеется) Вроде как в детской игре, в которой один шепчет предложение другому, который шепчет его следующему, и когда доходит до 10-го человека, то сказанное совершенно отличается от оригинала. В различных книгах и журналах появилось множество историй об О-Сэнсэе, в которые довольно трудно поверить.

А вы сами создали какие-нибудь необычные методы тренировки? 

Нет, я использовал только обычные, хотя в течение долгого времени я также практиковал стрельбу по мишеням. Возле парка Коракуэн был тир, который я часто посещал.

Вы начали стрелять до или после того, как начали заниматься айкидо?

Приблизительно в то же самое время. Я практиковал стрельбу из пистолета в течение долгого времени на американской военной базе в Татикаве. Стрельба по мишеням в Японии ограничивается ружьями. И обычные люди не имеют возможности практиковать стрельбу из пистолета. Это был очень хороший опыт. Один из моих учеников был инструктором по стрельбе, так что я обычно старался приезжать в Татикаву пораньше, чтобы успеть немного пострелять из пистолета перед занятием айкидо.

Вас, похоже, довольно рано отправили преподавать айкидо за пределами штаб-квартиры Айкикая?

Да, людей начали отправляли преподавать приблизительно с 1957 года. Никто в то время не преподавал профессионально, так что было несколько возможностей преподавать в различных местах. Были Японские Силы Самообороны, а также клубы айкидо в различных университетах. Я долго преподавал в Университете Кокугакуин.

Как так получилось, что вы стали жить и преподавать за границей?

Я покинул Японию в 1965 году. Я женился на не-японке, так что это было одной из мотиваций. Я сначала поехал в Австралию, а через какое-то время Нобуёси Тамура попросил меня приехать в Европу, и я переехал в Бельгию, где пробыл какое-то время. Фактически, сейчас я в Нью-Йорке потому, что меня попросили сюда приехать. Я полагаю, что я своего рода странник, который постоянно появляется в разных местах. (смеется)

Вы уехали за границу довольно рано, не так ли?

Да, я полагаю, что так. Тамура, Ямада, Тиба, Канаи и я, все мы уехали за границу примерно в одно и то же время. Мы этого не планировали специально, просто так само как-то получилось. У нас у всех были свои причины уехать, и нам представились возможности. Это было время, когда айкидо начало распространяться и расти за рубежом, но нас не приглашали специально преподавать в те места, в которых мы в конце концов оказались, так что у нас у всех были различные трудности.

Как вы подходили к преподаванию в начале?

Практически все, что можно было сделать, - это найти место для додзё, дать рекламное объявление и пригласить людей приходить тренироваться. После этого все было делом времени. Люди, занимавшиеся дзюдо и йогой, а также всевозможными другим вещами, приходили посмотреть, что такое айкидо. Я провел большое количество показательных выступлений, иногда меня приглашали, а иногда я это делал по собственной инициативе.

Какой у вас тогда был уровень?

Может быть 5-й дан. Я думаю, у нас у всех тогда был приблизительно 5-й дан, за исключением Тамуры, у которого к тому времени, возможно, был уже 6-й.

Прав ли я предполагая, что многие из ваших учеников не испытывали особых угрызений совести, пытаясь сопротивляться вашим техникам?

У меня было несколько очень крепких личностей - людей с различными физическими данными и различной силы. И никогда нельзя было угадать, как они будут двигаться или что именно они собираются сделать. Я не думаю, что смог бы с ними эффективно справляться, используя только формальную тренировку ката, которой мы все занимались в Японии. Я думаю, что тренировка с другими японцами - это хороший способ выучить изысканные ката (заранее подготовленные формы), но только если у вас хороший учитель. Если же у вас плохой учитель, то вы просто запрограммируете себя ошибочными формами.

Одна из особенностей тренировки айкидо заключается в том, что она задействует не только такой тип практики, хотя это было традиционным способом в японских боевых искусствах. То, как айкидо преподают сейчас, очень сильно различается от человека к человеку, и не удивительно, что люди, изучающие его, часто приходят в замешательство, но это потому, что айкидо не сводится исключительно к ката. Практика ката, которая существует в японских боевых искусствах или японских искусствах вообще, является средством передачи определенных способов делать те или иные вещи. Наша современная тренировка не такая. Она делает больший акцент на повторяющуюся практику техник. Это очень похоже на тот тип тренировки, который применяется в большинстве современных видов спорта, хотя концепции, на которых она основывается, отличаются. Айкидо распространилось очень быстро, но я не думаю, что многие люди понимают, что одна из важных причин этого заключается в том, что оно переняло методы тренировки обыкновенных видов спорта. Повторяющаяся практика бесчисленных техник является основополагающим тренировочным методом в любом виде спорта. А метод тренировки может слегка различаться от тренера к тренеру. В плане техники, у каждого тренера, скорее всего, есть свое слегка отличное от других ощущение. То же самое относится и к айкидо. Различные учителя преподают одни и те же техники по-разному.

Я думаю, что айкидо в этом смысле выросло. Я думаю, что превращение техник О-Сэнсэя из дзю-дзюцу в айкидо не было чем-то четко им осознаваемым, а явилось естественным результатом его отхода от метода тренировки, направленного на передачу ката, созданных в прошлом. Использование ката в качестве средства передачи информации сохраняет традицию, но О-Сэнсэй отказался от этого метода и следовал современному методу практики, который мы имеем сейчас. Его словесное объяснение, конечно,  оставалось очень японским, и именно поэтому, я думаю, многие люди не понимают, насколько современным был его подход. Старые способы выражения вещей - такие слова, как ки и кокю, например - могут звучать для иностранцев весьма загадочно. Но простыми словами, тренировка айкидо представляет собой процесс, посредством которого мы учимся умело использовать наши тела, работать с таймингом  и дистанцией. Тренироваться упорно и точно, выполняя техники снова и снова - вот наилучший способ совершенствования.   
 
Но, тот факт, что различные учителя создали свои собственные версии техник, является настоящей проблемой для людей, пытающихся изучать айкидо. Даже в Хомбу Додзё, например, вас могут научить чему-то отличному от того, что говорит Досю, и когда вы приходите с этим на другое занятие, другой учитель может сказать вам, что это ошибка. Из-за таких вещей изучающим айкидо очень трудно понять, что же им следует делать.     

Именно потому, что айкидо не имеет четкого определения в техническом смысле, многие люди по-прежнему склонны придерживаться определенных ката. Это отсутствие четкого определения в результате привело к тому, что люди пытаются определить айкидо, утверждая, что его следует практиковать так или иначе, но я думаю, что это только запутывает все еще больше. Этот аспект айкидо может быть даже более сложно понять людям за пределами Японии, и поэтому очень важно  преподавать его более стандартизированным унифицированным способом. К сожалению, айкидо особенно присуща сильная личностная окраска, поэтому добиться подобного рода стандартности очень сложно.   


следующая страница


Категория: ИНТЕРВЬЮ МАСТЕРОВ | Добавил: Strannik (04.04.2011)
Просмотров: 1332 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Фаза Луны

Галерея

Случайное фото

Вход

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright © 2008-2024 ШКОЛА ХОЛИСТИЧЕСКОГО АЙКИДО г.Луганск
Рейтинг на Украинском портале portal.lg.ua :) Луганский Портал Топ  Луганск каталог - учеба, наука Google-Add.com - Открытый Каталог Сайтов